Международные отношения История Политика

компетентно о происходящих и произошедших событиях в мире

Внешняя политика Канады

Ваш отзыв

 

Природные условия Канады не слишком благоприятны для проживания человека. 75% территории страны располагают-ся в зоне Севера, только 7% земель пригодны для занятия сельским хозяйством.
• Наиболее благоприятные условия для проживания и хозяйственной деятельности – в юго-восточной части (район реки Святого Лаврентия и Великих Озер) и южной части страны, примыкающей к границе с США (до Кордильерских гор).

Общая характеристика


• Географическое расположение:
• Северная Америка
• Площадь территории:
• 10 млн. кв. км
• Численность населения: 33,5 млн. чел. (2009 г.)
• Официальное название:
• Канада (Canada)
• Столица: Оттава
• В настоящее время разделена на 10 провинций и 3 территории.
• Природные условия Канады не слишком благоприятны для проживания человека. 75% территории страны располагают-ся в зоне Севера, только 7% земель пригодны для занятия сельским хозяйством.
• Наиболее благоприятные условия для проживания и хозяйственной деятельности – в юго-восточной части (район реки Святого Лаврентия и Великих Озер) и южной части страны, примыкающей к границе с США (до Кордильерских гор).
• В западной части страны (Эдмонтон – Виннипег – Калгари) сформировались высокоплодородные черноземы.
• Канада богата реками и озерами. По количеству озер и запасам пресной воды она входит в число ведущих стран мира.
• Канада обладает запасами железа, никеля, цинка, меди, золота, свинца, молибдена, калия, асбеста, алмазов, серебра, угля, природного газа, нефти, урана, битума.
• Активно используются лесные и водные ресурсы.

Основные события внешней политики Великобритании в хронологическом порядке


• Впервые люди появились на территории Канады 30–40 тыс. лет назад (пришли из Азии). Первоначально Канаду заселили индейцы и эскимосы.
• В XVI в. Канаду начали осваивать европейские колонисты. Активнее всего сюда проникали французы и англичане.
• Первоначально в освоении канадских земель лидиро-вала Франция. В 1605 г. французы основали первое устойчивое поселение в Канаде Пор-Руайяль (совр. Порт-Ройал), в 1608 г. – Квебек. Земли Канады были включены в состав колонии Новая Франция.
• В конце 1620-х гг. началась борьба за земли Канады между Францией и Англией (в 1627 г. англичане основали колонию Новая Шотландия).
• В 1763 г. Франция уступила Канаду Великобритании.
• 1 июля 1867 г. правительство Великобритании издало Акт о Британской Северной Амери-ке, который предусматривал создание доминиона Канада в составе провинций Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик и Новая Шотландия.
• В 1870 в состав Канады была включена провинция Манитоба, в 1871 г. – Британская Колумбия, в 1873 г. – Остров Принца Эдуарда.
• В результате ряда административных реорганизаций в конце XIX – начале ХХ вв. в составе Канады появилось несколько новых территориальных единиц.
• Большое влияние на Канаду оказывали США. В XVIII–XIX вв. американцы неоднократно пытались присоединить канадские территории.
• В 1783–1818 гг. США и Велико-британия определили границу Канады от Атлантического побережья до Скалистых гор, в 1846 г. – в районе Тихого океана (по 49-й параллели), в 1899 г. – в районе Аляски.
• Экономический рост в США способствовал развитию экономики Канады.
• В 1914–1918 гг. Канада приняла участие в Первой мировой войне и в 1919 г. стала членом Лиги Наций.
• В 1931 г. на основе Вестминстерского статута Канада получила широкую автономию, в том числе право осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Канада впервые сформировала министерство иностранных дел.
• В 1939–1945 гг. Канада поддержала Великобританию, вошла в состав Антигитлеров-ской коалиции и в 1945 г. стала членом ООН.
• В 1949 г. в состав Канады был включен Ньюфаундленд.
• В 1940-х – 1950-х гг. Канада сблизилась с США. В 1947 г. США и Канада подписали соглашение о военном сотрудничестве. На канадской территории было размещено американское ядерное оружие.
• В 1949 г. Канада приняла участие в создании НАТО.
• Канада поддержала войну в Корее 1950–1953 гг.
• В Канаду переместилось значительное количество политических эмигрантов из стран Европы и АТР.
• В 1957 г. Канада и США объединили системы ПВО.
• В 1960-х гг. Канада отказалась от односторонне проамерикан-ской ориентации. Канадское правительство не поддержало военную интервенцию США в Индокитае и поставило вопрос о выводе со своей территории американского ядерного оружия (в 1972 г.).
• В 1970-х гг. Канада расширила контакты с СССР и другими социалистическими странами.
• В 1980-х гг. Канада вновь стала поддерживать США, хотя критически оценивала американскую политику в Центральной Америке и не отказалась от экономических контактов с СССР.
• Современная Канада входит в число наиболее разви-тых государств, обладает открытой экономикой, привлекательной для иностранных инвесторов (в основном инвестиции осуществляют ТНК и компании США).
• ВВП: $1,3 трлн. (2009 г.)
• 15-е место в мире
• ВВП на душу населения:
• $38,4 тыс. (2009 г.)
• 26-е место в мире
• Структура ВВП:
• 2% – сельское х-во
• 28,4% – промышленность
• 69,6% – сфера услуг
• Основные отрасли хозяйства
• Горнодобывающая промышленность
• Нефтеперерабатывающая промышленность
• Черная металлургия
• Лесная и деревообрабатывающая промышленность
• Целлюлозно-бумажная промышленность
• Автомобиле- и машиностроение
• Судостроение
• Авиационная и авиакосмическая промышленность
• Электроэнергетика
• Химическая и фармацевтическая промышленность
• Легкая промышленность
• Строительство
• Растениеводство (зерновые культуры, овощи)
• Скотоводство и птицеводство
• Рыболовство
• Канадская экономика имеет явно выраженную экспорт-ную направленность. В 2008 г. Канада экспортировала товаров на $462 млрд., импортировала товаров на $437 млрд.
• Основные позиции экспорта: автомобили и запчасти, станки, самолеты, телекоммуникационное оборудова-ние, химическая продукция, пластмассы, удобрения, древесная масса и лесоматериалы, нефть, природный газ, электроэнергия, алюминий.
• Основные позиции импорта: машины и оборудование, автомобили, нефть, химическая продукция, электро-энергия, потребительские товары.
• Основные страны экспорта: США (78,3%), Великобри-тания (2,6%), Япония (2,2%), Китай (2,2%), Мексика (1,2%) (2008 г.).
• Основные страны импорта: США (52,7%), Китай (9,4%), Мексика (3,8%), Япония (3,5%), Великобри-тания (2,8%) (2008 г.).
• 22% ВВП Канады составляют обществен-ные и личные (здравоохранение, образование, гостиничное дело, досуг) услуги. Достаточно развит финансовый сектор и операции с недвижимос-тью (19%), оптовая и розничная торговля (11%), транспорт и связь (9%). Менее доходны государственная служба (6%) и коммунальное хозяйство (3%).
• Большие доходы Канаде приносит туризм (в основном из США). В 2008 г. находилась на 5-м месте среди стран, наиболее посещае-мых иностранными туристами.
• Самыми посещаемыми городами страны являются Торонто, Монреаль, Ванкувер, Оттава.
• Большой популярностью пользуются канадские националь-ные парки, спортивный туризм.
• Канада – федеративное демократическое государ-ство с монархической формой правления. Главой государства является монарх Великобритании (Канада – член Содружества Наций).
• Интересы монарха в Канаде представляет генерал-губернатор (наделен соответствующими полномочи-ями в 1947 г.). Он утверждает законы Канады, обладает правом роспуска нижней палаты парла-мента (по представлению премьер-министра), назначает премьер-министра Канады, выполняет протокольные функции, принимает верительные и отзывные грамоты у послов иностранных государств.
• Генерал-губернаторы Канады (вторая пол. ХХ в .)
• Александер Гарольд
• 1946–1952 гг.
• Мэсси Винсент
• 1952–1959 гг.
• Ванье Жорж
• 1959–1967 гг.
• Мишенер Ролан
• 1967–1974 гг.
• Леже Жюль
• 1974–1979 гг.
• Шрейер Эдвард
• 1979–1984 гг.
• Сове Жанна
• 1984–1990 гг.
• Гнатышин Рамон Джон
• 1990–1995 гг.
• Леблан Ромео
• 1995–1999 гг.
• Генерал-губернаторы Канады (2000-е гг.)
• Кларксон Адриенн
• 1999–2005 гг.
• Жан Микаель
• 2005 – н.в.
• Законодательную власть осуществляет парламент, который состоит из Сената (члены палаты назначаются генерал-губернатором от каждой провинции по представлению премьер-министра, численность не должна превышать 105 чело-век) и Палаты представителей (301 депутат; избираются на 5 лет посредством всеобщего голосо-вания в одномандатных округах).
• Парламент утверждает главу правительства, ратифицирует международные договоры, принимает законы и бюджет страны, осуществляет контроль за деятельностью правительства (в т.ч. по вопросам внешней политики).
• Исполнительную власть осуществляет правительство (кабинет министров), которое формируется по результатам парламентских выборов. Правительство принимает решения коллегиально. Его состав формируется по результатам парламентских выборов и утверждается генерал-губернатором.
• Правительство возглавляет премьер-министр, который является лидером партии, одержавшей победу на парламентских выборах.
• Правительство играет ключевую роль в разработке и реализации внешней политики Канады.
• Премьер-министры Канады (вторая пол. ХХ в.)
• Маккензи Кинг Уильям (либ.)
• 1935–1948 гг.
• Сен-Лоран Луи (либ.)
• 1948–1957 гг.
• Дифенбейкер Джон (конс.)
• 1957–1963 гг.
• Пирсон Лестер (либ.)
• 1963–1968 гг.
• Трюдо Пьер (либ.)
• 1968–1979 гг.
• Кларк Чарльз Джозеф (конс.)
• 1979–1980 гг.
• Трюдо Пьер (либ.)
• 1980–1984 гг.
• Тернер Джон (либ.)
• 1984 г.
• Малруни Брайан (конс.)
• 1984–1993 гг.
• Кретьен Жан (либ.)
• 1993–2003 гг.
• Премьер-министры Канады (2000-е гг.)
• Мартин Пол (либ.)
• 2003–2006 гг.
• Харпер Стивен (конс.)
• 2006 – н.в.
• В Канаде действует множество партий, но по сути власть делят две партии, представители которых периодически сменяют друг друга – Либеральная (с 1873 г.) и Консервативная (с 1854 г.). Либералы склонны к проведению более активной социальной политики и считают приоритетными национальные интересы Канады, консерваторы добиваются сокращения социальных расходов и придерживают-ся курса на более тесное сотрудничество с США и распространение западных ценностей и стандартов демократии в других странах мира.
• Реализацией внешней политики Канады занимается министерство иностранных дел и международной торговли.
• В 1995 г. было опубликовано правительственное заявление «Канада в мире», где определялись задачи канадской дипломатии. Основными задачами провозглашались содействие экономическому процветанию страны, поддержание международной стабильности и безопасности, отражение канадских ценностей и культуры.
• В 2009 г. Канада имела 168 дипломатических представительств в 109 странах мира и 9 миссий при международных организациях. Численность сотрудников министерства превышала 9700 чел.
• Специфической чертой Канады являются широкие права административно-территориальных единиц, составляющих федерацию (но без права проведения самостоятельной внешней политики), и мульти-культурализм (этнические общины сохраняют свою культурную самобытность).
• Наиболее многочисленными и организованными в Канаде являются общины китайцев, японцев, украинцев, евреев, итальянцев, немцев, поляков. Они оказывают существенное влияние на внешнюю политику Канады.
• Официальными языками Канады являются английский и французский.
• В 1960-х гг. в провинции Квебек оформилось движе-ние за независимость. Сторонники независимости утверждали, что политика правительства Канады не в полной мере учитывает специфику историко-культурного развития Квебека (значительное влияние французской культуры).
• В 1980 и 1995 гг. в Квебеке проводились референду-мы о независимости, но сторонники полной самостоя-тельности провинции не набрали нужного количества голосов (в 1995 г. не хватило 1 процента).
• В 2006 г. правительство Канады разрешило Квебеку получить статус ассоциированного члена ЮНЕСКО.
• В последние годы число сторонников независимости Квебека снизилось.
• Канада обладает вооруженными силами, которые состоят из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил. В 2008 г. численность вооруженных сил составляла около 62 тыс. человек.
• В 1991 г. Канада приняла участие в войне против Ирака («Буря в пустыне»), в 1990-х гг. – в военных операциях НАТО в Боснии и Косово, в 2001 г. направила воинский контингент в Афганистан.
• В марте 2008 г. парламент Канады постановил, что канадские войска (2,5 тыс. чел.) будут находиться в Афганистане до конца 2011 г.
• Канадские военнослужащие принимают активное участие в миротворческих и спасательных операциях ООН.
• Канада не осуществляет специальных мероприятий по распространению своей культуры в мире, но обладает значительным культурным потенциа-лом. Она внесла значительный вклад в мировую музыкальную культуру и киноискусство.
• В стране регулярно проходят фестивали, посвященные культурам различных стран и народов.
• Канада входит в систему Франкофонии.
• Главным приоритетом внешней политики Канады в 1990-х – 2000-х гг. оставалось сотрудничество с США. Взаимодействие осуществлялось в различных сферах (политичес-кая, экономическая, военная, экологическая) и носило системный характер.
• США и Канада имеют облегчен-ный режим пересечения границы, координируют действия в сфере безопасности.
• В начале 2000-х гг. руководители Канады критически оценивали отдельные аспекты политики США (Ирак), но в 2006–2008 гг. правительство консерваторов заявило о полном совпадении подходов двух стран к проблемам мирового развития.
• Высокая интенсивность диалога сохранилась и в 2009 г. Первый визит в качестве президента США Обама осуществил в Канаду (февраль 2009 г.).
• Вторым по значимости приоритетом внешней политики Канады является развитие отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
• Канада является членом АСЕАН (с 1977 г.) и АТЭС (с 1989 г., была одним из инициаторов создания), в рамках которых поддерживает процессы облегчения торгового режима, укрепления безопасности региона, распространения демократических стандартов и ценностей. Канада оказывает содействие в решении гуманитарных проблем АТР (программы в области здравоохранения, охраны окружающей среды и т.п.).
• В Восточной Азии и АТР основными партнерами Канады являются Япония и Китай.
• С Японией поддерживается активный политический диалог на двусторонней основе и в многостороннем формате.
• В июле 2009 г. Канаду посетил император Японии Акихито.
• В 2000-х гг. Канада и Япония имели сбалансированное торговое сальдо.
• С Китаем правительство Канады в конце 1990 – начале 2000-х гг. стремилось расширять политичес-кий диалог, сочетая его с развитием экономических связей.
• В 2006 г. правительство консерваторов отказалось от диалога с Пекином, увязав его возобновление с улучшением ситуации с правами человека.
• В условиях мирового финансового и экономического руководство Канады возобновило политический диалог с Китаем. В конце 2009 г. Харпер посетил КНР.
• Значимыми партнерами Канады являются ЕС и его отдельные страны (преимущественно высокоразви-тые). Главным образом сотрудничество развивается в сфере инвестиций, культуры, туризма. Поддерживает-ся интенсивный политический диалог. С 1990 г. ежегодно проводятся саммиты Канада – ЕС.
• Политические и военное взаимодействие с европей-скими государствами осуществляется в рамках НАТО.
• В 2008 г. Канада признала независимость Косово.
• Особую значимость для Канады сохраняют отношения с Великобританией и Францией.
• В 1990-х гг. Канада расширила взаимодействие со странами Латинской Америки. В 1990 г. она вступила в Организацию Американских Государств.
• В отношениях со странами Латинской Америки Канада делает упор на развитии экономического и инвестиционного сотрудничества, распространении и укреплении демократических стандартов, решении гуманитарных и экологических проблем. Канада выступает за создание общеамериканской зоны свободной торговли.
• Главными партнерами Канады в Латинской Америке являются Мексика, Бразилия, Чили, Колумбия, в Центральной Америке – Гаити.
• Канада не проявляет большого интереса к СНГ. Из стран СНГ в 1990-х – начале 2000-х гг. приоритет отдавался налаживанию взаимодействия с Россией.
• В 1992 г. в ходе визита президента России Б. Ельцина в Канаду были подписаны Договор о согласии и сотрудничестве и ряд соглашений, направленных на развитие связей в сфере экономики.
• В 2000–2005 гг. политический диалог между Канадой и Россией интенсифицировался.
• В 2004 г. руководство Канады с пониманием отнеслось к действиям руководства России во время конфликта в Беслане.
• В 2006 г. канадское руководство сузило политический диалог с Россией, критически оценив ее внутреннюю и внешнюю политику.
• В последнее время взаимодействие между Россией и Канадой успешнее развивается на уровне отдельных регионов. В декабре 2009 г. была подписана декларация о сотрудничестве между правительствами Москвы и провинции Квебек.
• Помимо России Канада проявляла интерес к развитию сотрудничества с Украиной (большое влияние на состояние канадско-украинских отношений оказывает фактор украинской диаспоры в Канаде).
• Канадско-украинский политический диалог был интенсивным в 1990-х гг. и сохранил динамику в 2000-х гг. Во второй половине 2000-х гг. развитие отношений с Украиной рассматривалось как способ поддержки украинской независимости и демократии. Канада поддержала позицию руководства Украины по проблеме «голодомора», содействовала сближению Украины с НАТО.
• В 2000-х гг. Канада расширила взаимодействие с Казахстаном (приоритетное направление сотрудничества – энергетика).
• В 2000-х гг. возрос интерес Канады к развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии.
• В декабре 2004 г. премьер-министр Канады посетил Ливию.
• В 2005 и 2009 гг. главы правительств Канады посещали Индию.
• В первой половине 2000-х гг. канадское руководство стремилось проводить на Ближнем Востоке сбалан-сированную политику и в 2003 г. не поддержало военную операцию в Ираке. В 2006–2009 гг. прави-тельство Харпера заняло откровенно произраильскую позицию в отношении ближневосточного конфликта.
• В 2000-х гг. Канада стала придавать большое значение подтверждению своих прав на арктические территории. В июне 2009 г. глава МИД Канады Лоренс Кэннон объявил Канаду «арктической сверхдержавой».
• В 2007 г. Канада усилила военное присутствие на арктических территориях.
• Канада ведет спор за Арктику с Россией (подводная часть хребта Ломоносова), Данией (остров Ханс-о возле Гренландии), США (Северо-Западный морской проход).
• В 1988 г. Канада и США подписали соглашение о свободной торговле (ФТА/CUSFTA).
• 7 октября 1992 г. в Сан-Антонио (США) было подписано соглашение о создании Северо-Американ-ской зоны свободной торговли (Североамериканское соглашение о свободной торговле, North American Free Trade Agreement / НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 г.
• Соглашение предусматривало создание зоны свободной торговли в Северной Америке посредством устранения тарифов и квот на промышленные и сельскохозяйственные товары в течение 10 лет (для сельского хозяйства и транспортных средств – 15 лет).
• Соглашение по НАФТА не предусматривало создания надгосударственных органов. Центральный институт НАФТА – Комиссия по свободной торговле (состоит из министров торговли) – занимается решением межгосударственных споров и осуществляет наблю-дение за деятельностью комитетов и рабочих групп (в конце 1990-х гг. – более 30).
• С 2005 г. проводятся Североамериканские форумы с участием представителей правительственных и деловых кругов США. Канады и Мексики.
• В 2006 г. в рамках НАФТА был создан Северо-американский совет по конкурентоспособности с участием представителей крупнейших национальных ТНК. Развивается сотрудничество в области охраны окружающей среды.
• НАФТА не решает вопросы таможенного взаимодей-ствия (страны НАФТА не имеют единого внешнего таможенного тарифа) и не предусматривает перехода к единой валюте.
• В 2001 г. в Квебеке состоялась встреча руководи-телей Канады, США и Мексики. В 2005 г. руководи-тели 3 государств встретились в Уэйко/Вако (США, Техас). После этого встречи проводились ежегодно: в 2006 г. – в Канкуне (Мексика), в 2007 г. – в Монтебелло (Канада, возле Оттавы), в 2008 г. – в Нью-Орлеане (США), в 2009 г. – в Гвадалахаре (Мексика).
• В 2005 г. страны НАФТА договорились усилить сотрудничество в области безопасности.
• В 2007 г. была утверждена программа «Партнерство ради безопасности и процветания» («Североамери-канское партнерство»). Созданы специальные рабочие группы для ее реализации.
• Деятельность НАФТА порождает противоречивые оценки. Она позволила государствам Северной Америки увеличить объем торговли (в 1993–2008 гг. увеличился с $297 млрд. до $946 млрд.), усилить координацию их действий в политической и экономической сферах.
• В то же время НАФТА не устранила противоречий между Канадой, США и Мексикой (миграция рабочей силы, условия производства продукции, торговый дисбаланс, усиление зависимости от США и т.п.).
• НАФТА не стала привлекательной для государств Латинской Америки.

Автор: Mister Jcf

17 мая 2012 в 17:31

Ваш отзыв


восемь × 3 =

КартаКарта