Международные отношения История Политика

компетентно о происходящих и произошедших событиях в мире

Внешняя политика США

Ваш отзыв

 

Природные условия страны в целом благоприятны для расселения человека и хозяйственной деятельности. Почти вся территория расположена в зоне умеренного и субтропического климата, более половины ее занимают равнины. Горы – лишь в западной и северо-восточной частях США (Кордильеры, Аппалачи). Недра богаты полезными ископаемыми (практически все виды). Много лесов. Имеются запасы пресной воды. Крупнейшая река – Миссисипи. Есть доступ к Атлантическому и Тихому океанам.   

Общая характеристика

  • Географическое расположение:
  • Северная Америка
  • 9,5 млн. кв. км
  • 308 млн. чел.
  • Соединенные Штаты Америки  (the United States of America)
  • 2-е место в мире
  • $46,4 тыс. (2009 г.)
  • 10-е место в мире
  • 1,2% – сельское х-во
  • 21,9% – промышленность
  • 76,9% – сфера услуг
  • С 2009 г. президентом США является Барак Хусейн Обама (демократ).
  • Площадь территории
  • Численность населения:
  • Официальное название:
  • США представляют собой объединение 50 штатов, которые являются равноправными субъектами феде-рации, федерального округа Колумбия и неинкорпори-рованных территорий (Пуэрто-Рико, Гуам, Федерация Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и др.).
  • Столица: Вашингтон.
  • Природные условия страны в целом благоприятны для расселения человека и хозяйственной деятельности. Почти вся территория расположена в зоне умеренного и субтропического климата, более половины ее занимают равнины. Горы – лишь в западной и северо-восточной частях США (Кордильеры, Аппалачи). Недра богаты полезными ископаемыми (практически все виды). Много лесов. Имеются запасы пресной воды. Крупнейшая река – Миссисипи. Есть доступ к Атлантическому и Тихому океанам.

Основные события внешней политики Великобритании в хронологическом порядке

  • В древности территорию США заселили индейские племена.
  • В 1607 г. выходцы из Англии основали на атлантическом побережье Северной Америки первое европейское поселение Джеймстаун (Вирджиния).
  • В XVIII в. Англия имела в Северной Америке 15 колоний (включая владения в Канаде).
  • В 1775 г. жители 13 колоний Северной Америки отказались подчиняться власти английского короля.
  • 4 июля 1776 г. на собрании Континентального конгресса в Филадельфии была принята Декларация независимости.
  • Война 1775–1783 гг. завершилась победой сторонников независимости.
  • Принятие Конституции (1787 г.) и Билля о правах (1789 г.) завершило формирование основ государственности США.
  • В 1789 г. на первых президент-ских выборах в США, прове-денных в соответствии с Конституцией, президентом был избран Дж. Вашингтон.
  • Формирование США получило поддержку со стороны Франции, Испании и России.
  • Во время войны с Великобри-танией 1812–1815 гг. США отстояли независимость.
  • Важнейшими задачами внешней политики США в первой половине XIX в. являлись невмешательство в дела Европы (изоляционизм) и расширение пределов на Американском континенте.
  • В 1823 г. президент США Дж. Монро объявил Американский континент зоной, закрытой для европейской колонизации (доктрина Монро).
  • Попытка 11 штатов выйти из состава Федерации в знак протеста против реформ, проводимых администрацией  А. Линкольна, привела к гражданской войне (1861–1865 гг.). Война заверши-лась победой сторонников реформ («северян»), главной из которых стала отмена рабства.
  • В конце XIX – начале ХХ вв. США пережили бурный экономический рост и еще больше укрепили влияние на Американском континенте.
  • В 1867 г. США приобрели у России Аляску.
  • В 1898 г. в результате успешной войны с Испанией США распространили свою власть на Гаваи, Филиппины, Пуэрто-Рико. В зависимости от США оказалась Куба.
  • Во второй половине XIX – начале ХХ вв. главными приоритетами внешней политики США являлось закрепление в бассейне Тихого океана и Карибского моря и усиление влияния в Латинской Америке.
  • В 1854 г. США способствовали прекращению полити-ки самоизоляции Японии.
  • В 1899 г. США потребовали равного доступа к ресурсам Китая (доктрина Дж. Хея).
  • В 1917 г. США вступили в Первую мировую войну на стороне Антанты и в 1918 г. вошли в число стран-победителей.
  • В 1919–1922 гг. руководство США приняло активное участие в фор-мировании Версальско-Вашингтон-ской системы, но фундаменталь-ные основы внешней политики США (изоляционизм) сохранились.
  • В 1917 г. США приветствовали свержение самодержавия в России, но отказались признать советскую власть.
  • В 1918–1920 гг. США принимали активное участие в вооруженной интервенции в Советскую Россию (на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке).
  • До 1933 г. США не поддерживали дипломатических отношений с СССР.
  • После Первой мировой войны США вошли в число наиболее развитых стран мира. Однако в 1929 г. страна оказалась в глубоком кризисе.
  • Реформы, проведенные админи-страцией Ф. Рузвельта в 1933–1935 гг. («новый курс»), способствовали смягчению остроты проблем. США сохранили лидирующие позиции в мировой экономике.
  • В 1935 и 1939 гг. США выражали намерение сохра-нить нейтральный статус, но с 1940 г. стали вовле-каться в войну в Европе, поддержав Великобританию. 11 марта 1941 г. в США был принят закон о ленд-лизе. Первым получателем помощи стала Великобри-тания.
  • В июне 1941 г. руководство США поддержало СССР. На СССР была распространена система ленд-лиза.
  • США, СССР и Великобритания составили основу Антигитлеровской коалиции.
  • Нападение Японии на американскую военную базу Пёрл-Харбор (Гаваи) 7 декабря 1941 г. создало условия для открытого вступления США во Вторую мировую войну.
  • Военные действия в АТР в 1942–1945 гг. завершились победой США и их союзников.
  • В августе 1945 г. США применили против Японии атомное оружие.
  • 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» состоялась процедура подписания Акта о капитуляции Японии, положившая конец Второй мировой войне.
  • Американские войска оккупировали Японию.
  • В 1942–1945 гг. войска США приняли участие в освобождении от фашизма Северной Африки, Италии и стран Западной Европы.
  • В мае 1945 г. представители США приняли участие в процедуре подписания акта о капитуляции Германии.
  • США получили оккупационные сектора в Германии и Австрии.
  • После завершения Второй мировой войны США обрели статус сверхдержавы, определя-ющей систему международных отношений на глобальном уровне (в 1945 г. США приняли активное участие в создании Ялтинско-Потсдамской системы МО). Территория США не пострадала от военных действий, военные потери были незначительными (410 тыс. чел.), военная мощь возросла, экономика находилась на подъеме, доллар США обрел статус мировой резервной валю-ты. Высоким был моральный авторитет США как демократи-ческого государства, спасшего мир от фашизма.
  • В 1945 г. США активно участво-вали в создании ООН (учреди-тельная конференция ООН состоялась в Сан-Франциско, штаб-квартира разместилась в Нью-Йорке).
  • США обрели статус постоян-ного члена Совета Безопас-ности ООН, обладающего правом вето.
  • Закреплению доминирую-щего положения США препятствовал СССР. Практически сразу же после завершения Второй мировой войны между США и СССР началась борьба за сферы мирового влияния, вошедшая в историю под названием Холодной войны.
  • 12 марта 1947 г. в речи перед американскими парламентариями президент США Г. Трумэн заявил о необходимости предоставления военной и экономической помощи Греции и Турции ($400 млн.), чтобы не допустить их перехода под влияние СССР (доктрина Трумэна).
  • Выступление Трумэна расценивалось как отказ США от политики изоляционизма и их готовность выступить в роли мирового лидера.
  • В 1947 г. США предоставили помощь странам Европы в рамках «Плана Маршалла», оказав содействие в преодолении экономических последствий Второй мировой войны.
  • Реализация «Плана Маршалла» в 1948–1951 гг. привела к снижению влияния СССР в Европе (СССР и зависимые от него европейские государства в реализации плана не участвовали).
  • Значительное внимание уделялось вопросам нара-щивания и совершенствования вооружений, в т.ч. разработки оружия массового уничтожения (ОМУ).  По объему военных расходов США вышли на первое место в мире.
  • В 1940-х – 1980-х гг. США активно использовали фактор наличия ядерного оружия.
  • США инициировали созда-ние и оказывали активное содействие военно-политическим союзам: Межамериканский договор о взаимной помощи (Пакт Рио-де-Жанейро) (1947 г.), Организация Американских Государств (1948 г.), НАТО (1949 г.), АНЗЮС (Australia, New Zealand, USA) (1951 г.), СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization)    (1954–1977 гг.).
  • В некоторых случаях американские военные базы размещались на основании двусторонних договоров с зарубежными государствами (Испания, Япония, Южная Корея).
  • Серьезной неудачей внешней политики США на Дальнем Востоке стала победа комму-нистов в Китае в 1946–1949 гг.
  • В 1954 г. США подписали договор о совместной безопас-ности с китайским правитель-ством Чан Кайши (Тайвань)
  • Успешнее выстраивались отношения с Японией, которая после подписания мирного договора в Сан-Франциско (1951 г.) стала надежным союзником США. В Японии разместились американские военные базы (основная – на Окинаве). В 1950-х – 1960-х гг. Япония стала одним из важнейших внешнеторговых партнеров США.
  • В июне 1950 г. США вмешались в конфликт на Корейском полуострове, не желая допустить объединения Кореи под властью коммунистов. Военные столкновения на Корейском полуострове продолжались до июля 1953 г.
  • Результатом Корейской войны стало разделение Кореи по 38-й параллели и закрепление американского военного присутствия в Южной Корее.
  • Приход к власти на Кубе Ф. Кастро и его сторонников в 1959 г. привел к существенному ухудшению американо-кубинских отношений.
  • Попытка руководства СССР использовать противоречия между Кубой и США для оказания давления на США вызвала серьезный кризис в отношениях СССР и США и едва не закончи-лась военным столкновением между ними осенью 1962 г.
  • Еще одной попыткой предотвратить распространение коммунизма стало вмешательство США во внутренний конфликт во Вьетнаме.
  • Участие США во Вьетнамской войне (1964–1973 гг.) завершилось полным провалом и уходом американцев из Индокитая в 1975 г.
  • После событий 1962 г. США стали проявлять больше склонности к развитию политического диалога с СССР. «Оттепель» позволила подписать ряд соглашений по ограничению вооружений в 1960-х – 1970-х гг., способство-вала расширению двусторонних экономических и культурных контактов, хотя не устранила противоречий в американо-советских отношениях.
  • В начале 1970-х гг. США поддер-жали предложение о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В 1975 г. президент США Дж. Форд принял участие в подписа-нии Заключительного акта СБСЕ на саммите в Хельсинки.
  • В 1970-х гг. США нормализовали отношения с КНР. В 1978 г. США и КНР установили дипломатичес-кие отношения (в 1979 г. США обязались защищать Тайвань от возможности нападения извне).
  • В 1940-х гг. США расширили военное, политическое и экономическое присутствие на Ближнем и Сред-нем Востоке.
  • В 1947–1948 гг. США поддержали создание Государ-ства Израиль.
  • В 1957 г. президент США Д. Эйзенхауэр провозгла-сил курс на усиление американского присутствия на Ближнем Востоке в качестве официальной доктрины США.
  • В 1970-х гг. США прилагали усилия по урегулирова-нию арабо-израильского конфликта. При содействии США в 1979 г. был заключен мирный договор между Израилем и Египтом.
  • В 1950-х гг. США установили тесные контакты с шахским Ираном, но после Исламской революции в Иране в конце 1970-х гг. американо-иранские отношения приобрели конфронтационный характер.
  • Во время ирано-иракской войны 1980–1988 гг. США оказывали военную и политическую поддержку иракскому режиму  С. Хусейна.
  • В Южной Азии главным партнером и союзником США в 1950-х – 1980-х гг. оставался Пакистан.
  • В 1980-х гг. США оказывали военную, политическую и финансовую помощь моджа-хедам Афганистана, используя их в борьбе против СССР.
  • В 1981–1984 гг. администрация          Р. Рейгана отказалась от политики разрядки, ужесточила подход к СССР и усилила поддержку антикоммунисти-ческих и антисоветских движений во всем мире.
  • Во второй половине 1980-х гг. политика США в отношении СССР смягчилась, что способствовало успешному завершению переговоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и достижению договоренностей об урегулировании конфликтов в Афганистане, Анголе, Центральной Америке.
  • В 1989–1991 гг. США продолжили переговоры по сокращению ядерных вооружений с СССР, использо-вали в своих интересах ослабление СССР и распад «социалистического содружества» в 1989–1991 гг. (хотя выступали против неконтролируемого распада СССР), усилили политическое и военное присутствие на Ближнем Востоке, в Центральной и Латинской Америке, сохранили выгодные им военные и полити-ческие союзы (прежде всего НАТО).
  • После ликвидации СССР в декабре 1991 г. США остались единственной сверхдержавой, способной определять тенденции мирового развития.
  • Современные США являются крупнейшей экономикой мира, лидируют в международной торговле, в миро-вых финансовых учреждениях, в оказании междуна-родной экономической помощи, в проведении науч-ных исследований и разработке новейших техноло-гий. Американский капитал присутствует в большин-стве ТНК.
  • ВВП: $14,3 трлн. (2009 г.)
  • ВВП на душу населения:
  • Структура ВВП:
  • Основные отрасли хозяйства
  • Добывающая промышленность (уголь, железо, медь, свинец, ванадий, сурьма, молибден, уран, алюминий, цинк, вольфрам, золото, серебро, сера, калий, песок, известняк, нефть, газ)
  • Машино- и автомобилестроение
  • Авиационная и авиакосмическая промышленность
  • Электроника и электротехника
  • Черная и цветная металлургия
  • Химическая и фармацевтическая промышленность
  • Информационные технологии
  • Пищевая промышленность
  • Энергетика (в т.ч. атомная)
  • Лесное хозяйство
  • Рыболовство
  • Высокопродуктивное сельское хозяйство (зерновые культуры, соя, овощи, фрукты, крупный рогатый скот, свиньи, птица)
  • В сферу услуг входят образовательные и медицинс-кие услуги, социальное обслуживание, гостиничный бизнес, индустрия рекламы и развлечений, управле-ние и менеджмент, агентства по связям с обществен-ностью, коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и юридические услуги, операции с недвижимостью, торговые сети, связь, транспортные услуги и автосервис, сеть общественного питания.
  • В США преобладает внутренний туризм. Основной поток иностранных туристов идет из Канады и Мексики. Наибольшей популярностью у иностранных туристов пользуются крупные города (Нью-Йорк, Вашингтон, Майами, Лос-Анджелес, Сан-Франциско), природные национальные парки, Лас-Вегас и Диснейленд. Активно развивается деловой туризм.
  • Активное участие в процессах глобализации отража-ется на экономике США. Американские компании стремятся выносить производство за пределы страны (Мексика, Китай, страны АТР), с 1989 г. уменьшается объем прямых иностранных инвестиций в американ-скую экономику (при этом возрастают портфельные инвестиции, т.е. вложения в ценные бумаги). Состояние экономики США оказывает влияние на другие экономики мира.
  • В 2000-х гг. США неоднократно применяли ограничи-тельные меры в отношении продукции зарубежных государств и международных экономических объеди-нений, фактически отказавшись от принципа свободы торговли.
  • В торговле с зарубежными странами США сохраняют отрицательное сальдо. В 2008 г. его объем достиг $1 трлн. В 2009 г. экспорт США составил $994,7 млрд. (4-е место в мире), импорт – $1 445 трлн. (2-е место в мире).
  • Основные позиции экспорта: сельхозпродукция, удобрения, компьютеры, самолеты, моторы, запчасти, телекоммуникационное и медицинское оборудование, приборы, медикаменты, автомобили.
  • Основные позиции импорта: сельхозпродукция, нефть, компьютеры, телекоммуникационное оборудо-вание, офисная техника, моторы и запчасти, автомо-били, потребительские товары.
  • Основные страны экспорта: Канада (20,1%), Мексика (11,7%), Китай (5,5%), Япония (5,1%), Германия (4,2%), Великобритания (4,1%) (2008 г.)
  • Основные страны импорта: Китай (16,5%), Канада (15,7%), Мексика (10,1%), Япония (6,6%), Германия (4,6%) (2008 г.)
  • США проводят активную внешнюю культурную поли-тику, направленную на распространение американс-ких ценностей и представлений, пропаганду «амери-канского образа жизни».
  • Спецификой внешней культурной политики США является то, что основную работу по ее реализации осуществляют негосударственные структуры (частные фонды, благотворительные организации и т.п.) и индустрия массовой культуры.
  • Важной частью внешней культурной политики является образовательная политика. В начале 2000-х гг. в США реализовывалось около 400 между-народных образовательных про-грамм. В реализации международ-ной образовательной политики участвовало свыше 40 правитель-ственных учреждений и негосудар-ственных агентств.
  • Многие выпускники образователь-ных программ США занимали выс-шие государственные посты в своих странах (М. Тэтчер, Т. Блэр, Г. Шре-дер, М. Саакашвили, В. Ющенко).
  • Важным направлением внешней политики США явля-ется борьба за распространение демократии и дея-тельность по защите прав человека во всем мире. В качестве оптимальной модели США рассматривают собственную политическую и экономическую системы.
  • В качестве главного инструмента по распространению демократии и защите прав человека выступают неправительственные организации, которые финан-сируются государственными структурами и частным бизнесом США.
  • Руководство и часть экспертного сообщества США допускает возможность распространения идеалов демократии с помощью силы.
  • США обладают вооруженными силами, которые состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота, корпуса морской пехоты (подчиняются министерству обороны) и береговой охраны (в мирное время подчиняется министерству национальной безопасности). Комплектование вооруженных сил осуществляется на добровольной основе.
  • Численность регулярных вооруженных сил в 2009 г. составляла более 1,3 млн. чел. военнослужащих и 684 тыс. гражданского персонала.
  • Бюджет министерства обороны на 2009 финансовый год превысил $515 млрд.
  • Вооруженные силы США оснащены самыми совре-менными видами вооружений, в том числе оружием массового уничтожения (ядерное, химическое, бактериологическое и иное оружие).
  • США занимают первое место в мире по объему военных расходов и по объему продажи вооружений. В 2007 г. они продали оружия на $24,5 млрд. Крупней-шими компаниями в области торговли вооружениями являются «Boeing», «Lockheed Martin», «Northrop Grumman». Основные партнеры – Египет, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Бахрейн, Кувейт, Оман.
  • В 2009 г. США являлись членом двух многосторон-них военных союзов: НАТО и АНЗЮС.
  • В 2000-х гг. руководство США отдавало предпочте-ние формированию временных коалиций для решения конкретных военных задач («коалиции желающих»).
  • В 2007 г. США принадлежало 95% военных баз в мире.
  • Военное присутствие США в мире (2007 г.)
  • В 1990-х – 2000-х гг. крупнейшими военными операци-ями с участием США стали войны против Ирака (1991 и 2003 гг.), Югославии (1999 г.), талибов в Афгани-стане (2001 г.).
  • В первой половине 1990-х гг. США добивались выво-да ядерного оружия с территории Украины, Беларуси, Казахстана (процесс завершился в 1994–1996 гг.).
  • В январе 1993 г. Россия и США подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооруже-ний (СНВ-2), в мае 2002 г. – договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (SORT, «Московский договор»). В 2013 г. у США должно остаться 2200 ядерных боеголовок.
  • С конца 1991 г. США финансировали проекты в области ядерного разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения на территории бывше-го СССР («программа Нанна – Лугара»). До конца 2007 г. на эти цели было выделено около $6 млрд.
  • В июне 2002 г. США денонсировали договор по ПРО (подписан в 1972 г. США и СССР), сославшись на необходимость защиты от «стран-изгоев». В 2004–2007 гг. элементы ПРО были размещены на Аляске и в районе Алеутских островов.
  • США размещают элементы ПРО в странах ЦВЕ.
  • В апреле 2009 г. Б. Обама заявил, что США готовы выполнять роль лидера в борьбе против распро-странения ядерного оружия.
  • Борьба с международным террориз-мом входила в число важных направлений внешней политики США уже в 1980-х гг. Однако после терро-ристических атак на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. она стала рассматриваться в качестве ключевого направления американской внешней политики.
  • Под предлогом борьбы с между-народным терроризмом США начали военные операции в Афганистане (2001 г.) и Ираке (2003 г.).
  • Специфика политического устройства США влияет на их решения в области внешней политики.
  • В формировании внешней политики США принимают участие:
  • президент (вице-президент)
  • парламент (Конгресс)
  • госдепартамент
  • министерство обороны
  • иные федеральные министерства и ведомства (в пределах своей компетенции)
  • Совет национальной безопасности при президенте   (с 1947 г.)
  • разведывательное сообщество (ЦРУ, Агентство национальной безопасности, ФБР, Управление разведки министерства обороны и др.).
  • Верховный суд
  • Основы внешней политики США определяет президент. Он избирается посредством непрямых (двухступенчатых) выборов на 4 года и один раз может переизбираться на новый срок.
  • Президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Он является главнокомандую-щим вооруженными силами США, представляет страну на международной арене, назначает послов, консулов и других официальных представителей США за рубежом, исполняет церемониальные функции, выступает с программными заявлениями перед парламентариями.
  • Президенты США (с 1989 г.)
  • Джордж Г. Буш – 1989–1993 гг. (респ.)
  • Уильям Д. Клинтон – 1993–2001 гг. (дем.)
  • Джордж У. Буш – 2001–2009 гг. (респ.)
  • Законодательную власть в США осуществляет Конгресс. Он состоит из Сената (представители штатов) и Палаты представителей (435 депутатов, избираются на 2 года).
  • Конгресс решает вопросы войны и мира, принимает решения о предоставлении займов США иностранным государствам, финансировании внешнеполитических и военных программ, контролирует внешнеполитичес-кую деятельность администрации (в ходе слушаний), готовит рекомендации в области внешней политики для администрации (в профильных комитетах палат).
  • Сенат ратифицирует международные договоры США.
  • Существенную роль в политической системе США играют партии. Основными партиями являются Демокра-тическая (с 1830-х гг.) и Республиканская (с 1854 г.), представители которых традиционно лидируют в ходе парламентских и президент-ских выборов. Обе партии не имеют постоянного членства.
  • В области внешней политики между Демократической и Республиканской партиями существенных расхождений  не наблюдается, но республи-канцы выступают с более консервативных позиций.
  • Реализацией внешнеполитических решений занимается государственный департамент США (the United States Department of State), который действует с 1789 г.
  • Руководитель госдепартамента – госсекретарь США является главным советником президента по внешнеполитическим вопросам.
  • В 2009 г. США имели 212 дипломатических предста-вительств различного рода практически во всех странах мира.
  • Дипломатические представительства США (2007 г.)
  • Влияние на внешнюю политику США оказывают «группы интересов» (промышленные и финансовые корпорации, общественные, религиозные, политичес-кие группы и движения, этнические сообщества), которые формируют «группы давления» (лоббистские группировки).
  • В ХХ в. в США возник ряд аналитических центров, изучающих проблемы внешней политики и представ-ляющих рекомендации высшим органам государст-венной власти. Наиболее авторитетными из них являются корпорация РЭНД, Совет по международ-ным отношениям, Фонд «Наследие».
  • После окончания Холодной войны США перестали рассматривать Западную Европу в качестве важней-шего стратегического приоритета.
  • Основным инструментом воздействия США на систе-му международных отношений в Европе остается НАТО.
  • Из стран Западной Европы США выделяют Великобританию, Германию, Францию, Италию, Испанию.
  • Совпадение ценностных установок смягчает разно-гласия между США и странами Западной Европы по отдельным политическим и экономическим вопросам
  • Особую значимость сотрудничество с США имеет для стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, ранее входивших в состав «социалистичес-кого содружества» и СССР.
  • США активно инвестируют капитал в экономику ЦВЕ и Балтии, стимулируют налаживание и укрепление связей по линии диаспоры. С США были тесно связаны жизнь и деятельность президента Литвы В.Адамкуса (1998–2002, 2004–2008 гг.) и президента Эстонии Т. Х. Ильвеса (с 2006 г.).
  • Страны ЦВЕ и Балтии рассматривают США в качест-ве главного гаранта их независимости и укрепляют политические, военные и военно-технические связи с США в рамках НАТО и на двусторонней основе. Практически безоговорочно они поддерживают действия США на международной арене.
  • В начале 1990-х гг. администра-ция Дж. Буша не вмешивалась в конфликт в бывшей СФРЮ.
  • В 1993 г. США расширили поли-тическое и военное присутствие на Балканах. При содействии США была образована мусуль-манско-хорватская федерация в Боснии и Герцеговине (1994 г.) и заключены Дейтонские соглашения (1995 г.).
  • США сыграли решающую роль в подготовке и проведении военной операции НАТО против СРЮ в 1999 г. и признании независимости Косово в 2008 г.
  • США поддерживают процесс вовлечения балканских государств в НАТО.
  • В 1991 г. администрация Дж. Буша сдержанно отнес-лась к ликвидации СССР.
  • В 1992–1998 гг. российское руководство рассматри-вало США в качестве стратегического союзника. США считали Россию ключевым партнером на постсовет-ском пространстве в 1992–1993 гг.
  • В конце 1990-х гг. в отношениях России и США под воздействием ряда политических и экономических факторов возникло охлаждение.
  • В 2000-х гг. приоритетными направлениями сотрудни-чества России и США являлись сфера ядерной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом.
  • В 2009 г. Россия и США попытались активизировать политический диалог на основе «перезагрузки» отно-шений. Однако США отказываются признать лидирую-щую роль России на постсоветском пространстве и рассматривают ее как геополитического соперника.
  • Россия не входит в число важных внешнеторговых партнеров США. В 2007 г. объем российско-американ-ской торговли составил  $17,5 млрд., в 2008 г. – $27,3 млрд. Основу российского импорта в США в 2008 г. составляли нефть и минеральные продукты (62% объема).
  • По мнению российской стороны, развитию торговых контактов с США препятствует сохранение поправки «Джексона – Вэника», принятой в дополнение к советско-американскому торговому соглашению 1974 г.
  • Во второй половине 1990-х гг. США расширили связи со страна-ми СНГ (Украина, Молдова, Казах-стан, страны Центральной Азии и Южного Кавказа), придерживаясь установок «геополитического плюрализма» (создание противо-веса России и другим геополити-ческим центрам).
  • В 2000-х гг. важными элементами взаимодействия США со странами СНГ стали обеспечение энергети-ческой безопасности и борьба с международным терроризмом.
  • События второй половины       2000-х гг. показали, что возможности США оказывать влияние на страны СНГ ограничены.
  • Важнейшим партнером США на глобальном уровне является Китай (КНР). Во второй половине 1990-х – 2000-х гг. США стремились вовлекать КНР в мировую экономическую и политическую системы.
  • В 2000–2008 гг. товарооборот США с КНР возрос с $207 млрд. до $340 млрд. В 2008 г. отрицательное сальдо США в торговле с Китаем составило $266 млрд. США входят в пятерку важнейших инвесторов в экономику КНР. В 2009 г. Китаю принадлежали казна-чейские обязательства США на сумму в $800 млрд.
  • США взаимодействуют с КНР по вопросам борьбы с международным терроризмом, нераспространения ОМУ, поддержания экономической и финансовой стабильности в мире.
  • Сохранение высоких темпов экономического роста КНР, активность Китая на мировой арене, стремление китайского руководства сохранять самостоятельность внешне-политического курса приводят к тому, что США начинают воспринимать КНР в качестве геополитического соперника.
  • В 2010 г. в отношениях США и КНР возникло охлаждение.
  • Важным политическим союзником США в АТР остается Япония. Взаимодействию двух стран способствует сов-падение ценностных установок их руководителей. В 1990-х и 2000-х гг. Япония поддерживала действия США на международной арене (в т.ч. войну в Ираке)
  • США сохраняют военное присутствие в Японии, взаимодействуют с ней по вопросам ПРО, нераспро-странения ОМУ, борьбы с терроризмом.
  • США выступают за предоставление Японии статуса постоянного члена в Совете Безопасности ООН, усиление японских вооруженных сил, поддерживают позицию Японии по Курилам.
  • Япония является одним из ведущих внешнеторговых и инвестиционных партнеров США. В 2008 г. объем торговли составил $204,4 млрд., в 2009 г. – $147,2 млрд. (импорт из Японии в 2008 г. – $139,3 млрд., в 2009 г.– $96 млрд.).
  • На Корейском полуострове главным партнером и стратегическим союзником США является Южная Корея (Республика Корея).
  • В 2007 г. США и Республика Корея подписали согла-шение о свободной торговле. В 2009 г. товарооборот достиг $70 млрд. с небольшим перевесом в пользу Южной Кореи.
  • Отношения США с КНДР практически не развиваются. Серьезной проблемой в отношениях является стрем-ление КНДР стать обладателем ядерного оружия.
  • В 1996 г. США предложили урегулировать корейскую проблему на основе переговоров между РК, КНДР, США, КНР. Одним из важнейших условий объедине-ния они считают демократизацию КНДР.
  • США активно сотрудничают с Филиппинами, которым в 1946 г. предоставили независимость. Американские военные специалисты помогают местному правитель-ству вести борьбу с мусульманскими сепаратистами и группировкой «Абу Сайяф».
  • Важными партнерами США в АТР являются Австралия и Новая Зеландия, сотрудничество с которыми осу-ществляется в различных сферах.
  • В 1995 г. США восстановили дипломатические отноше-ния с Вьетнамом. В 2000 г. Вьетнам посетил президент США Клинтон. Во второй половине 1990-х –  2000-х гг. США и Вьетнам расширили сотрудничество в области торговли и инвестиций.
  • США являются членом АТЭС, осуществляют диалог с АСЕАН.
  • До конца 1980-х гг. США рассматривали в качестве основного партнера в Южной Азии Пакистан. В 1990-х гг. США добивались демократизации Пакистана, в 2000-х гг. стали рассматривать его в качестве союзника в борьбе с терроризмом.
  • В 1990-х гг. расшились связи США с Индией. Визит Клинтона в мае 2000 г. положил начало системному  диалогу в политической сфере (первый визит с 1947 г.). Активнее всего США и Индия сотрудничают в экономической, энергетической и военной сферах, в области науки и технологий.
  • США не вмешиваются в индо-пакистанский конфликт, но выступают за урегулирование противоречий путем переговоров.
  • После вывода советских войск из Афганистана США не проявляли большого интереса к этой стра-не. В 1990-х гг. они пытались наладить контакты с движением «Талибан».
  • После террористических атак 2001 г. руководство США санкционировало проведение военной операции против талибов. В начале 2010 г. численность контингента США составила 45.780 чел.
  • В 2000-х гг. США стремились преобразовать Афганистан в стабильное, демократическое государство. Однако в полной мере эту цель достичь не удалось.
  • Несмотря на попытки расширить взаимодействие в 1990-х гг. и первой половине 2000-х гг., отношения между США и Ираном остались напряженными. США критически оценивали внутреннюю и внешнюю политику Ирана, отнеся его к «странам-изгоям».
  • После прихода к власти в Иране в 2005 г. М. Ахмадинежада американо-иранские отношения приобрели откровенно конфронтационный характер. К прежним проблемам добавилось стремление Ирана стать ядерной державой. США и Иран не поддерживают дипломатических отношений и не осуществляют прямых торговых операций. США грозят ужесточить режим санкций в отношении Ирана. Не исключается возможность проведения военной операции.
  • В качестве важного стратеги-ческого партнера на Среднем Востоке США рассматривают Турцию. США и Турция осу-ществляют активный полити-ческий диалог, развивают торговые и инвестиционные связи. США выступают за прием Турции в ЕС, поддержи-вают ее активность на Кавказе.
  • Военное и военно-техническое сотрудничество США и Турции осуществляется в рамках НАТО.
  • В 2000-х гг. в американо-турецких отношениях возникли разногласия по ряду вопросов (Ирак, Израиль, Россия и энергобезопасность).
  • Одним из ключевых приоритетов США остается Ближний Восток.  В 1990-х гг. США являлись единственной страной, способ-ной оказывать реальное воздей-ствие на ближневосточный регион. В это время укрепилось американское военное и полити-ческое присутствие в зоне Персидского залива.
  • Важнейшие союзники и партнеры США на Ближнем Востоке – Египет, Иордания и монархии Аравийского полуострова и зоны Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар, ОАЭ). Наиболее проблемные отноше-ния у США с Сирией.
  • К стратегическим партнерам на Ближнем Востоке США относят Израиль. Израиль входит в число круп-нейших получателей американской помощи (в основ-ном на военные цели, в 2007 г. – $3 млрд.). Очень активным является американо-израильское сотрудни-чество в военно-технической сфере. В 1996 г. США и Израиль подписали соглашение о совместной борьбе против терроризма. С 1985 г. США и Израиль имеют режим свободной торговли. Действует американо-израильская группа совместного развития.
  • США оказывают Израилю политическую поддержку, хотя критически оценивают некоторые аспекты израильской политики (строительство поселений на арабских территориях, «чрезмерное» использование силы в отношении арабского гражданского населе-ния).
  • США вовлечены в урегулирование ближневосточного конфликта в качестве одного из участников «кварте-та» (США, Россия, ЕС, ООН).
  • В 1991 г. США способствовали проведению между-народной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде. В 1993 г. в Вашингтоне была подписана «Декларация о принципах самоопределения» для Газы и Западного берега р. Иордан. В 1994 г. при содействии США был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией.
  • В 1990-х гг. США вошли в число лидеров по оказанию гуманитарной помощи Палестине.
  • В 2002 г. США подтвердили при-верженность созданию арабского государства в Палестине при условии отказа палестинцев от террористической деятельности и признания права Израиля на существование.
  • В 2006 г. США отказались приз-нать правительство ХАМАС, сформированное по результатам парламентских выборов в Палес-тине, но сохранили контакты с администрацией Махмуда Аббаса (ФАТХ) на Западном берегу р. Иордан.
  • В ноябре 2007 г. в военно-морской академии США в Аннаполисе состоялась международная конфе-ренция по Ближнему Востоку, участники которой подтвердили право палестинцев на создание независимого государства.
  • В 2003 г. в результате военной операции США и их союзников в Ираке был свергнут режим Саддама Хусейна. В августе 2008 г. в Ираке находилось 146 тыс. военнослужащих США.
  • Целью иракской политики США объявлялось созда-ние «единого, демократического Ирака, способного защитить себя». Но в полной мере достичь этой цели не удалось.
  • В 2003 г. США выступили с инициативой «Большой Ближний Восток», направленной на демократизацию всего исламского мира и искоренение международ-ного терроризма. Однако результатом этой политики стало снижение авторитета США в арабских странах.
  • В 2009 г. администрация Обамы выразила намере-ние вывести войска США из Ирака к 2012 г.
  • В 2000-х гг. США повысили активность в Африке. В 2003 и 2008 гг. страны Африки посещал с визитами Дж. Буш (Сенегал, Ботсвана, ЮАР, Уганда, Нигерия; Танзания, Руанда, Гана, Либерия) в 2009 г. – Б. Оба-ма (Гана) (до этого президенты США Африку не посещали).
  • С 1993 по 2003 гг. объем американских инвестиций в экономику стран Африки увеличился с $5,5 млрд. до $19 млрд. В основном со странами Африки работают частные компании. Их деятельность координирует Корпоративный совет по Африке, созданный в 1992 г. В большей мере США интересует Тропическая Африка.
  • Во второй половине 2000-х гг. США расширили контакты с Ливией.
  • США лидируют по оказанию гуманитарной помощи странам Африки, оказывают поддержку демократи-ческим институтам, способствуют созданию рыночной экономики открытого типа.
  • Большое значение придается укреплению безопас-ности африканских стран, налаживанию с ними сотрудничества в военной сфере. В 2008 г. было создано Объединенное командование вооруженных сил США в зоне Африки (АФРИКОМ), в сферу деятельности которого вошли 53 страны.
  • США участвовали в урегулировании конфликтов в Сомали, Либерии, Сьерра-Леоне, Бурунди, Судане.
  • Главными партнерами США в Латинской Америке являются Колумбия и Мексика. В Колумбии находят-ся американские военные специалисты, которые участвуют в борьбе с наркомафией и терроризмом. С Мексикой США взаимодействуют в организации НАФТА.
  • В 2000-х гг. США предпринимали усилия по расшире-нию сотрудничества с Бразилией.
  • Очень сложными являются отношения США с Вене-суэлой.
  • В качестве главного противника в регионе рассматри-вается Куба, с которой США не поддерживают дипло-матических отношений и сохраняют режим экономи-ческой блокады.
  • Длительное время США оказывали воздействие на Латинскую Америку с помощью Организации Американских Государств, созданной в 1948 г.
  • Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне.
  • В 1990-х – 2000-х гг. США и страны Латинской Америки проводили Панамериканские саммиты: 1994 г. – Майами; 1998 г. – Сантьяго; 2001 г. – Квебек; 2005 г. – Мар-дель-Плата (Аргентина), 2009 г. – Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).
  • В 2000-х гг. латиноамерикан-ские государства стали критически оценивать политику США в регионе.
  • В феврале 2010 г. на саммите государств Латинской Америки в Канкуне (Мексика) принято решение о создании регионального союза без участия США и Канады.
  • Диаспора из стран Латинской Америки оказывает значитель-ное воздействие на политичес-кую систему, культурное и экономическое развитие США.
  • В 2007 г. латиноамериканская диаспора в США составляла около 45 млн. человек (15% населения страны). Латино-американцы расселились преимущественно в крупных городах и южных штатах.
  • Попытки ограничить приток латиноамериканцев в США не увенчались успехом.
  • США являются мировым лидером по оказанию гума-нитарной помощи (28% общего объема помощи,  47% мировой продовольственной помощи).
  • Важными принципами оказания гуманитарной помо-щи США является предоставление помощи в виде грантов либо продажи товаров по сниженным ценам. Гуманитарная помощь должна состоять из товаров, произведенных в США, и доставляться американски-ми транспортными средствами.
  • Гуманитарная помощь оказывается по линии Агент-ства по международному развитию (ЮСЭЙД / USAID)
  • Несмотря на то, что на территории США расположена значительная часть структур ООН, руководство США оценивает результативность деятельности организа-ции неоднозначно. В начале 1980-х гг. США приоста-новили членство в ЮНЕСКО (возобновили в 2002 г.) и приостановили перечисление взносов в бюджет ООН (возобновили выплаты во второй половине 1990-х гг.).
  • В 2002 г. США отказались участвовать в работе Международного Уголовного Суда, созданного под эгидой ООН.
  • В 2008 г. некоторые американские политики (Маккейн, Болтон) предлагали создать в качестве альтернативы ООН Глобальную Лигу Демократий. При Обаме стремление США взаимодействовать с ООН усилилось.

 

Автор: Mister Jcf

17 мая 2012 в 17:33

Ваш отзыв


+ семь = 10

КартаКарта