Международные отношения История Политика

компетентно о происходящих и произошедших событиях в мире

Американо-советские отношения в первой половине 1980-х гг. (часть 1)

Ваш отзыв

В этих обстоятельствах американо-советские отношения в первый срок президентства Р. Рейгана переживали трудные времена. Еще в ходе предвыборной кампании1980 г. Р. Рейган выступал с резкой критикой договора ОСВ-II, утверждая, будто Картер “вступил в эти переговоры на советских условиях и что Советский Союз знал, что мы пошли на односторонние уступки без всякой компенсации с их стороны”. Одновременно он заявил, что выступает за проведение реальных и серьезных сокращений вооружений, прежде всего стратегических. Даже переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – SALT) были переименованы в планы ограничения и сокращения стратегических вооружений (ОССВ – START). Тем не менее уже в мае1981 г., выступая в Военной академии США в Уэст-Пойнте, президент объявил, что если в администрации и будет вестись дискуссия, то она будет касаться “вопроса о том, какие вооружения создавать, а не о том, следует ли нам отказаться от вооружения ради договоров и соглашений”. Говорилось также о необходимости разработки “сбалансированных соглашений”, подчеркивалась важность проблемы проверки, а также необходимость при ведении переговоров учета не только тех систем вооружений, которые являлись предметом переговоров, но и находившихся за этими рамками. Кроме того, в начальный период своего первого срока правления президент Р. Рейган жестко обуславливал начало диалога с СССР с коренным изменением всей советской внешней политики. Иначе говоря, администрация вновь возвратилась к тактике “увязок”.

Администрация стремилась максимально осложнить внешнеполитическое положение СССР, оказывая давление на Москву по всем возможным направлениям. Помимо упоминавшихся выше программ “довооружения”, республиканская администрация в еще более жесткой форме, чем ее предшественники, ставила вопросы прав человека в СССР, развернула беспрецедентную кампанию поддержки всем сражавшимся против коммунистических режимов движениям в рамках разработанной Вашингтоном доктрины “конфликтов низкой интенсивности”. По всему “третьему миру” – от Камбоджи до Никарагуа – американская администрация организовала целенаправленную помощь и поддержку сил, сражавшихся против поддерживаемых Советским Союзом режимов (подробнее см. темы 12, 13, 14). Особый размах эта деятельность приобрела в Афганистане. Существенно снизился уровень двусторонних связей и контактов. Помимо серии ограничений, объявленных Дж. Картером в начале1980 г., после ввода советских войск в Афганистан, республиканская администрация пошла еще дальше. Несмотря на отмену в апреле1981 г. эмбарго на продажу СССР зерна (что, как отмечал Р. Рейган, противоречит интересам американских фермеров), США разрабатывали систему мер, направленных на подрыв экономических и других связей Советского Союза с Западом. Развитие событий предоставляло для этого немало поводов. Так, в декабре1981 г. администрация обвинила СССР в инициировании введения военного положения в Польше и объявила о серии односторонних шагов, направленных на ограничение связей с СССР. Они включали прекращение рейсов Аэрофлота в США; закрытие советской закупочной комиссии; запрет на выдачу или возобновление лицензий на поставки в СССР электронного оборудования, компьютеров и других высокотехнологических товаров; прекращение переговоров о новых долгосрочных соглашениях по зерну, а также по торговому судоходству; введение лицензирования экспорта нефтяного и газового оборудования в СССР, включая трубоукладчики; отказ от возобновления или продления истекавших советско-американских соглашений по обменам в области науки и техники, а также пересмотр всего комплекса двусторонних соглашений о сотрудничестве. Помимо этого, Вашингтон пытался добиться прекращения экономических связей своих западных союзников с СССР. В июне1982 г. им было выдвинуто требование, чтобы западноевропейские филиалы американских фирм и даже независимые европейские компании, выпускающие продукцию по американским лицензиям, прекратили поставки Советскому Союзу оборудования для строительства газопровода Сибирь – Западная Европа. Однако министры иностранных дел стран ЕЭС сначала в совместном документе 23 июня, а затем и в своем официальном представлении Вашингтону 12 августа заявили, что действия США “противоречат международному праву” и что они не намерены им подчиняться. В конце концов администрация была вынуждена объявить об отмене своего запрета.

Ваш отзыв


шесть − 1 =

КартаКарта