Международные отношения История Политика

компетентно о происходящих и произошедших событиях в мире

Белорусская инициатива о создании безъядерного пространства в ЦВЕ (2)

Ваш отзыв

В 1996-1998 годов Министерство иностранных дел Республики Беларусь проводило активную работу с целью продвижения инициативы о создании безъядерного пространства в ЦВЕ. Предложение Беларуси получило поддержку от множества международных правительственных и общественных организаций. Идея обсуждалась в рамках многих важных международных форумов – Генеральной Ассамблеи ООН, Конференции по разоружению, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Обсуждение инициативы выявило наличие некоторого скептицизма среди европейских государств относительно своевременности выдвижения идеи.

Так, 4 мая 1998 г. Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Венгрия, Бывшая Югославская Республика Македония, Румыния, Словакия и Польша выступили с совместным заявлением по поводу белорусской инициативы в рамках Подготовительного комитета Конференции 2000 г. участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДВЗЯИ) по рассмотрению действия Договора. В заявлении указывалось, что концепция безъядерного пространства в ЦВЕ является “интересной сама по себе”. Вместе с тем было отмечено, что идея безъядерной зоны или пространства в Центральной и Восточной Европе несвоевременна и ее практическое обсуждение является преждевременным.

Как известно, на протяжении многих лет США и их ближайшие союзники по НАТО не поддерживали проекты создания в Европе зоны, свободной от ядерного оружия. Принцип безъядерности по существу не вписывается в стратегические установки НАТО, в военное планирование альянса. Ядерный аспект привсем снижении его удельного веса в военно_политических ориентирах Североатлантического союза, занимал и занимает исключительно важное место в его стратегии. Денуклеаризация Европы или центральной ее части по сути дела поставила бы под вопрос военное предназначение НАТО как надежного инструмента коллективной обороны Запада.

В Стратегической концепции НАТО подчеркивается, что стратегия альянса по-прежнему содержит среди прочих «фундаментальных принципов» положение о том, что «в обозримом будущем альянс будет поддерживать надлежащее сочетание ядерных и обычных сил, размещенных в Европе и находящихся там, где это необходимо, хотя и на значительно более низком уровне».

Несмотря на то, что принцип «гибкого реагирования» был подвергнут модификации с учетом меньшей зависимости от ядерного оружия, ядерные вооружения НАТО, как заявляется в Стратегической концепции, будут вносить «уникальный вклад» благодаря тому, что они «делают непредсказуемым и неприемлемым риск любой агрессии».

В этом, собственно, отражается существо «ядерного сдерживания», посылкой которого является неуверенность потенциального агрессора в характере ответных мер, с которыми он может столкнуться, неопределенность относительно конкретных способов реагирования другой стороны, не исключающих и такой, как использование ядерного оружия в качестве «последнего средства».

Эти устойчивые, постоянно подтверждаемые в документах НАТО постулаты сдерживания не могут не оказать воздействия на оценки со стороны стран НАТО каких бы то ни было инициатив, лежащих в русле создания безъядерной зоны в Центральной Европе.

Согласованная линия альянса, зафиксированная в «Исследовании о расширении НАТО» и последующих документах, в частности предусматривает, что новые члены должны принять Стратегическую концепцию НАТО и войти в объединенную военную структуру альянса. Было недвусмысленно сказано: «Ожидается, что новые члены будут поддерживать концепцию сдерживания и признавать неотъемлемую роль ядерных вооружений в союзной стратегии предотвращения войны, как определено в Стратегической концепции». Констатируется, что содержание ключевой ст. 5 Североатлантического договора (коллективная оборона), «включая ее ядерный компонент, будет применяться к новым членам».

Иными словами, в НАТО не будет членства «второго яруса»: новые участники союза будут пользоваться всеми правами и возьмут на себя все обязательства по Вашингтонскому договору.

Приняв стратегию альянса в том виде, как она сформулирована в Стратегической концепции, эти государства, естественно, должны будут следовать общей позиции НАТО относительно ядерных вооружений и безъядерных зон.

К тому же на Западе уже давно приводятся аргументы, снижающие привлекательность идеи безъядерной зоны в Европе. Например, утверждается, что в случае создания такой зоны может возрасти риск развязывания военных действий с применением обычных вооружений. Далее, указывается, что государствам нет необходимости юридически оформлять свой безъядерный статус, если они фактически уже являются безъядерными. Наконец, есть точка зрения, согласно которой безъядерные зоны вообще не имеют смысла, поскольку нельзя гарантировать, что они будут застрахованы от применения ядерного оружия извне. Безъядерные зоны, согласно этой позиции, могут быть созданы росчерком пера, но не может быть зоны, действительно безопасной от ядерного оружия.

Таким образом, реализация предложения о безъядерной зоне в существующих условиях выглядит более чем проблематичной.

Не смотря на вышеуказанную позицию Беларусь убеждена, реализация белорусской инициативы была бы ценным вкладом в укрепление системы международной безопасности и доверия между государствами Центральной и Восточной Европы не зависимо от их внешнеполитической ориентации, а также принадлежности к тем или иным военным или политическим блокам.

При этом Беларусь исходит из следующего:

  • международное сообщество, и прежде всего Европа, не должны игнорировать существующий де-факто безъядерный статус стратегически важного региона Центральной и Восточной Европы, а соответствующим образом закрепить его, или даже, что было бы предпочтительнее, перевести положение из де-факто в де-юре;

новая идея о безъядерном пространстве, что сравнимо с безъядерной зоной, могла бы примирить любые правовые аспекты стратегий безопасности, существующих в регионе.

Автор: Mister Jcf

05 июня 2012 в 23:24

Рубрика: История

Ваш отзыв


3 × = восемнадцать

КартаКарта