Международные отношения История Политика

компетентно о происходящих и произошедших событиях в мире

Реформы Ден Сяопина Модернизация Китая развитие высоких и новых технологий по средствам специальных экономических зон (СЭЗ) (часть 3)

Ваш отзыв

Создатели первых СЭЗ Китая точно руководствовались при выборе места создания зоны комплексным критерием эффективности профессора Сюй Дисиня. Критерий включал показатели выгодного для экспортной деятельности географического положения зоны, наличие стабильных потребителей экспортной продукции из зоны, наличие дешевых местных ресурсов для воспроизводства экспортной продукции. Это объясняет, в основном, сельскохозяйственную ориентацию первых СЭЗ.

В дальнейшем, под давлением регионов и их партийных элит, данный критерий  не  использовался   ,  что  привело  к  огромным   затратам  на при    весьма    низкой    их    итоговой создание    и    содержание   СЭЗ эффективности. Это очень важный момент в истории китайских СЭЗ. Все создатели СЭЗ в других странах просто обязаны учитывать существование критериев оценки СЭЗ и цели их создания. В настоящее время в Китае насчитывается более 120 СЭЗ государственного уровня и значительное количество региональных СЭЗ провинциального значения.

Примечательно, что и сегодня в Китае идет серьезная дискуссия о полезности и социально-экономическом статусе СЭЗ, о перспективах их существования и дальнейшего развития. Эта дискуссия проводилась как в законодательном Народном Собрании так и в Правительстве, при разработке планов 9 пятилетки развития Китая и постоянно ведется в прессе.

В марте 1996 года канцелярия по делам СЭЗ при Госсовете КНР сделала заявления , что «до конца года СЭЗ сохранят, в соответствии с концепцией «четвертой модернизации Китая» свою специфику полигона создания социалистической рыночной экономики, в стыковке экономического механизма Китая с общепринятыми международными нормами, при опоре на государственные и налоговые и таможенные льготы, а в будущем их привилегии будут отменены и они будут развиваться благодаря собственным усилиям» .

В результате такого отношения государства, а также во многом под влиянием региональной элиты глубинных областей Китая, где режим и темпы реформ значительно отстают от темпов и условий реформ СЭЗ, через 15 лет после образования первых СЭЗ , данные «любимые детища Дэн Сяопина» официально должны лишиться основной части своих финансово – экономических привилегий и социальных льгот, как выполнившие свою миссию.

Правительством Китая в 1996 году было также заявлено, что новые СЭЗ , традиционного образца, в Китае больше создаваться не будут.

Данная позиция правительства в отношении СЭЗ не случайна. Она продиктована во многом широким спектром негативных проблем, возникших в экономике страны в связи с деятельностью СЭЗ.

Существует также целый ряд объективных обстоятельств, сдерживающих развитие китайских СЭЗ. Жизненный уровень населения Китая и реальная заработная плата в последние годы начали быстро и устойчиво расти . Поднялись , в силу высокого спроса, цены на землю , многие льготы СЭЗ внешнеэкономического характера значительно снижены общенациональным законодательством.

Все это привело к исчезновению первоначальных привилегий и значительных финансовых льгот СЭЗ и, как следствие , к снижению их прибылей, снижению валютных поступлений в бюджет и региональным элитам СЭЗ .

Одна из самых серьезных проблем СЭЗ связана с тем, что большинству СЭЗ не удалось привлечь действительно новые и передовые технологии и эффективно реализовать рыночные методы управления производством. Реально, поток самых передовых технологий в СЭЗ оказался крайне ограниченным.

Автор: Mister Jcf

04 июня 2012 в 15:43

Рубрика: История

Ваш отзыв


× 5 = десять

КартаКарта