Международные отношения История Политика

компетентно о происходящих и произошедших событиях в мире

Внешняя политика СССР первой половины 1970-х гг. Оценка советским руководством состояния и своего международного положения и перспектив своих внешнеполитических возможностей

Ваш отзыв

Итоги первой половины 70-х гг. рассматривались советским руководством как свидетельство правильности избранного направления своей внешнеполитической стратегии. Действительно, провозглашенная на XXIV съезде КПСС Программа мира в своих основных чертах оказалась успешно реализованной, что, как представлялось, подтверждало эффективность внешнеполитического курса, избранного СССР на рубеже 70-х гг. К середине 70-х гг. удалось обеспечить достижение договоренностей с США по ограничению гонки стратегических вооружений и взаимному запрету создания общенациональной системы противоракетной обороны, ожидалось скорое подписание полномасштабного советско-американского договора по стратегическим вооружениям, были юридически зафиксированы сложившиеся в Европе после второй мировой войны границы, обеспечено недопущение ФРГ к ядерному оружию, создавалась задуманная Советским Союзом система безопасности и сотрудничества в Европе, была прекращена война и обеспечен мир в Индокитае, рушились последние колониальные империи и росли успехи национально-освободительного движения. Требовалось теперь развивать и закреплять достигнутый успех, выстроив для этого соответствующую внешнеполитическую стратегию.

Вместе с тем складывавшаяся у Советского Союза внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация были далеко не простыми. Руководители страны отчетливо осознавали, что экономика работает на пределе своих возможностей, отвлекая максимальные средства и лучшие силы на поддержание военно-стратегического паритета с США и государствами-членами НАТО, и что чрезвычайно тяжело продолжать сохранять баланс в гонке вооружений не только на количественном, но и – особенно – на качественном, технологическом уровне. Отрыв Запада в создании новых систем вооружений на каждом новом витке становился все более ощутимым. Так, в области стратегического оружия США еще на рубеже 60–70-х гг. перешли на создание высокоточных ракет с кассетными многозарядными боеголовками индивидуального наведения, а к середине десятилетия создали крылатые ракеты большой дальности, способные благодаря компактным бортовым ЭВМ и другим высокотехнологичным системам преодолевать средства противовоздушной обороны противника; на вооружение сухопутных сил вводились высокоэффективные противотанковые средства; артиллерийские и танковые орудия, а также авиация оснащались лазерными прицелами, показавшими свою эффективность, в частности, в ходе войны1973 г. на Ближнем Востоке. Кроме того, советский военно-промышленный комплекс, добившийся за г. правления Л. И. Брежнева большого влияния, приобретал своего рода гипертрофированную инерцию роста, требуя от политического руководства выделения все больших средств на создание новых, все более дорогостоящих видов вооружений. Немалые средства затрачивались и на укрепление боеспособности вооруженных сил Варшавского договора, где СССР нес основную нагрузку по финансированию военной мощи союза. Все это тяжелым бременем ложилось на гражданские секторы экономики, и без того безрезультатно пытавшиеся перейти на путь интенсивного развития, существенно замедляло темпы экономического роста страны.

Нараставшие экономические трудности, сами по себе создававшие немалые внешнеполитические сложности, сопровождались к тому же рядом политических проблем, приобретавших довольно значительный международный резонанс. Одной из них было состояние дел с соблюдением прав человека в СССР. Подписав Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, Советский Союз практически признал общеевропейские гуманитарные нормы и принципы, включая свободу слова, ассоциаций, права выбирать место жительства. Однако на практике в стране имели место ограничения въезда и выезда граждан, осуществлялись гонения на лиц, выражавших свое несогласие с проводимой властями политикой, в том числе судебные процессы (Н. Щаранский), высылка из страны (А. И. Солженицын), ссылки и домашний арест (А. Д. Сахаров) и др. Все это осложняло ситуацию в стране, негативно воздействовало на отношения СССР с Западом.

Кроме того, во внешнеполитической сфере перед руководителями КПСС и советского государства встал ряд серьезных проблем, затруднявших достижение целей руководства в международных делах. Среди них следует в первую очередь выделить необходимость противостоять правому (“еврокоммунизм”) и левому (маоизм) течениям в марксистско-ленинской идеологии и коммунистическом движении. В обоих случаях это противостояние являлось не просто идейной борьбой за чистоту рядов международного коммунистического движения, а имело сугубо инструментальное значение с точки зрения возможностей воздействия Москвы на широкий спектр мировых политических процессов. С учетом событий1968 г. (“пражская весна”) и реакции на них среди коммунистических партий мира и даже среди социалистических стран (Югославия, Румыния) “еврокоммунистическое” движение, возникшее как ведущая тенденция в крупнейших коммунистических партиях стран Западной Европы (Италия, Франция, Испания) бросало вызов ортодоксальным позициям идеологов в руководстве КПСС, усиливало пропагандистские позиции Запада, создавало угрозу сохранению единства европейских социалистических стран. Маоизм же подрывал лидирующие позиции КПСС, создавая ориентированные на Пекин параллельные компартии в “третьем мире”, активно агитируя развивающиеся государства следовать китайскому опыту в завоевании независимости (теория “народной войны”) и побуждая их блокироваться с КНР в совместном “противостоянии империализму и социал-империализму”.

Автор: Mister Jcf

05 июня 2012 в 22:36

Рубрика: История

Ваш отзыв


× семь = 56

КартаКарта